Банзай, режиссер – Такеши Китано

Опубликовано admin в категории: Все о Японии .

Поводом для написания данной статьи послужила рецензия на новый фильм-фантасмагорию японского режиссера Такеши Китано под названием «Банзай, режиссер!» На наш взгляд, это один из лучших фильмов Китано, если не самый лучший, и, безусловно, самый глубокий по смыслу фильм из картин Китано. Мы не претендуем на совершенное знание японского кинематографа, но являемся большими поклонниками японского кинематографа, и в частности фильмов Китано. И нам было удивительно обнаружить отзыв, который так далек от понимания того, что именно показал Китано в упомянутом фильме. Приведем эту рецензию полностью со ссылкой на авторитетный первоисточник, а затем дадим свои комментарии.



Угробил кинематограф
Вышедший на экраны «Банзай, режиссер!» (Kantoku — Banzai!) Такеси Китано удивит поклонников «Фейерверка», «Кукол» и «Затойчи». И даже озадачит
Юрий Гладильщиков
Для Ведомостей
15.07.2008, Газета «Ведомости» №129 (2151)
Поначалу в «Банзае» есть видимость сюжета. По экрану с печально безразличным и совсем уже неподвижным лицом разгуливает Такеси Китано, изображающий самого себя, режиссера Китано, таскает то под мышкой, то на закорках пластиковую куклу, которая его альтер эго, а закадровый голос нам объясняет, что он, Китано, устал от кино, больше не желает снимать гангстерские боевики, но что снимать, не знает. Поэтому берется то за один проект, то за другой.
Непокоренный
Интересно, что тем не менее Китано завершает работу над очередным фильмом «Ахиллес и черепаха», который должен выйти в Японии уже в этом году. Объявлено, что это комедия и Китано наконец-то вновь изображает на экране персонажа, а не самого себя.
Соответственно, идут сцены из фильмов, которые он затеял, да вскоре бросил: из его фирменной гангстерской драмы, из фильма про любовь, из фильма про 1950-е, из боевика про ниндзя, из хоррора (в жанре которого он прежде не работал) и т. д. — вроде бы пародийные, но вяловатые.

Но потом, когда Китано решает попробовать себя еще в одном незнакомом жанре — фантастического фильма-катастрофы, — начинается совсем уже бессвязный абсурд, не сказать чтобы дико увлекательный, смысл которого поймешь лишь в самом финале.
Поскольку сквозных героев — кроме самого Китано и его кукольного двойника — нет, то финал раскрыть не грех. На Землю падает астероид и одним махом убивает всех-всех персонажей всех-всех фильмов, которые режиссер Китано начинал было снимать по ходу «Банзая», да бросал. Фактически астероид уничтожает к едрене фене кинематограф как таковой. Из вздымающихся от взрыва глыб на экране формируется англоязычное название фильма Glory to the Filmmaker!, которое воспринимаешь как издевку.

Прошлый фильм Китано «Такесиз», вышедший в 2005-м, был почти таким же. Он тоже повествовал о том, что режиссер Китано вкатился в кризис и спрашивает себя: «А что теперь?» Тоже пародировал прежние китановские фильмы. Тоже во многом строился вокруг двойника (правда, тогда еще не пластикового — Китано примеривал на себя альтернативную судьбу: что случилось бы, не стань он телекинозвездой?). И самое главное, тоже был сделан не столько для зрителей, сколько для самого себя.

Одна из черт кинематографа Китано: его фильмы — при всей иногда свойственной им жестокости — смотреть приятно. Китано — настоящий артист, но он знает и то, как доставить удовольствие публике, как сделать ей красиво. Фильм «Такесиз», вероятно, осознанно сделан не очень интересным, некрасивым и потому не слишком приятным.

«Банзай» в этом смысле еще радикальнее. Он демонстрирует уже не просто системный творческий кризис Китано, а искреннее отвращение к себе, профессии и публике. Он такой, что зритель ощущает себя дураком. Уверен, что сделан таким опять-таки умышленно. Китано словно бы говорит: ведь с любой другой подобной картины вы бы давно ушли, жалея потраченные деньги. Тут же чушь на чуши, к тому же скучнейшей, я же вам в душу плюю! Но нет, я считаюсь культовым, так что вы все равно сидите и старательно вникаете!

Если мы правильно трактуем замысел Китано, то следует признать, что «Банзай» — один из самых революционных экспериментов в истории кино. Конечно, временами Китано прорывает — и он словно бы забывает о своем желании сделать скучный фильм про то, как скучно изготавливать кино. Гангстерские и самурайские боевики так по-прежнему нравятся Китано, что пародия на них все равно смешная. Встречаются хорошие хохмы и в других эпизодах. Но редко.

Не знаешь, чему сильнее удивляться. Тому ли, насколько быстро Китано впал в свой кризис — ведь совершенные «Куклы» и «Затойчи» сделаны всего четыре-пять лет назад. Или же тому, что, впав в кризис, он не перестал снимать, как поступил бы кто-то, а один за другим выпускает фильмы про то, что впал в кризис, настойчиво желая вызвать разочарование прежних поклонников.

Между тем это поступок честный. Ведь большинство других режиссеров, ощутив творческую немощь, продолжают активно трудиться, фальсифицировать талант и уверять публику, будто ничего страшного с ними не произошло.

Вот такой отзыв… Можно было бы сказать «без комментариев», но все-таки очень бы хотелось расставить все на свои места. Автор пишет: «Банзай» …. демонстрирует уже не просто системный творческий кризис Китано, а искреннее отвращение к себе, профессии и публике.» Насколько нужно не понимать Японию и японский взгляд на вещи, чтобы такое написать!!! В действительности Китано очень далек о того, чтобы испытывать отвращение к зрителям, перед которыми открывает свои сокровенные переживания! Никакой «творческой немощи» у режиссера нет. И от кинематографа Китано не устал, просто человеку надоело снимать в жанре гангстерского и самурайского боевика и хочется попробовать другие жанры, но выясняется, что другие традиционные жанры режиссеру не близки. Но неожиданно (для этого режиссера) мы видим другую грань его таланта – талант поставить фантасмагорию с комедийными элементами.

Причем комедия (если это слово вообще здесь уместно при рассмотрении такого смешения жанров, предложенного режиссером в фильме «Банзай, режиссер!») у Кетано получилась не классическая, а проникнутая философией и с примесью легкой грусти и чисто японского видения и ощущения, что жизнь – красивая, но… бессмысленная игра. И чисто японское видение пустоты, ведущее своими корнями в глубоко укоренившуюся в Японии медитативную культуру дзэн-буддизма. Эту боль жизни и неудовлетворенность, которую обнажает Китано, можно заглушить только отстраненным взглядом. Или диссоциацией, если хотите в психологических терминах. Показной намеренный гротеск и ирония удались Такеши Китано, надо отметить, на все 100.

И совсем уж нелепо звучит спекуляция автора, что «зритель ощущает себя дураком. Уверен, что сделан таким опять-таки умышленно. Китано словно бы говорит: ведь с любой другой подобной картины вы бы давно ушли, жалея потраченные деньги. Тут же чушь на чуши, к тому же скучнейшей, я же вам в душу плюю! Но нет, я считаюсь культовым, так что вы все равно сидите и старательно вникаете!»

Фильм начинается с интересного эпизода (как бы оторванного от дальнейшей постановки), где Такеши (вернее кукла-двойник) проходит осмотр врача, и врач ему советует, чтобы в следующий раз он пришел сам, а не прислал вместо себя куклу. Насколько я понял, кукла – это второе «я» или режиссер, оторванный от более полной Личности Такеши. Кукла – это то, что мы видим в фильмах, а не сам Такеши Китано, который дистанцируется от ролей, которые «играет» в жизни и в кино. Весьма глубокомысленно выглядит самый последний эпизод фильма, который автор рецензии для «Ведомостей» вообще не упоминает. Уже сам Такеши (а не кукла-двойник) приходит к врачу (после уничтожения всех своих режиссерских творений) и интересуется у этого же врача: «Доктор, ну как мой мозг?» И врач говорит: «Сломан». Немая сцена, как говорится. Ну, и где же презрение к зрителю?!! Скорее самоирония. Подводя итог комментарию. Фантасмагория – это сложный жанр, в котором поставить хороший фильм не так и просто. Фантасмагория – это не фантастика, а принципиально иное видение жизни. В таком жанре снят, например, российский фильм «Мастер и Маргарита». Примерно в этом же жанре ироничной фантасмагории снят и «Банзай, режиссер!» Причем тут надуманный критиками «творческий кризис» Китано – не понятно. Снимаю шляпу и выражаю свое почтение великому маэстро. Действительно, «банзай, режиссер»! И творческих успехов!

Администрация проекта japantur.ru

Ответить

You must be logged in to post a comment.

Страницы

Статьи, материалы

Последние комментарии

Ссылки